Цифровой интеллект (DQ).

Цифровой интеллект (DQ). Digital Intelligence/Digital Quotient (DQ) — цифровой интеллект или цифровой коэффициент.

Цифровой интеллект (DQ) - это широкий набор технических, когнитивных и социально-эмоциональных компетенций, которые позволяют людям решать задачи цифровой жизни и адаптироваться к ним (ниже детальнее). DQ включает в себя три базовых уровня: .

цифровое гражданство — то есть способность использовать цифровые технологии и медиа безопасно, ответственно и эффективно;
.

цифровая креативность — способность стать частью цифровой экосистемы путем создания нового контента и претворяя идеи в реальность с помощью цифровых инструментов; .

цифровое предпринимательство — способность использовать цифровые технологии и медиа для решения глобальных проблем и создания новых возможностей.
.

Всестороннее цифровое понимание мира становится особо актуальным в наше время, в цифровую эпоху. Поэтому приходится говорить о таких понятиях как цифровая идентификация, цифровая безопасность, цифровое общение, цифровая грамотность и даже цифровое право.

Особо актуальным в связи с этим становится вопрос формирования данных навыков у детей. Факт использование детьми интернета, планшетов, социальных сетей с раннего возраста делают данную тему острой и поэтому уже сегодня говорим о новой форме интеллекта, о его уровне, о возможностях его развития.

Так, о каких конкретно навыках идет речь:
1) управление временем, проведенным за «экраном»: самоконтроль, ограничения, баланс между реальной и виртуальной жизнью.
2) управление конфиденциальностью: защита данных, управление своими контактами в интернете.
3) управление кибер-издевательствами: умение распознавать кибер-угрозу, оценить ситуацию кибер-запугивания, умение управлять ситуацией и спокойно решать её.
4) цифровая идентификация граждан: понимание природы цифрового мира, умение использовать цифровыми технологии с максимальной эффективностью.
5) управление цифровыми отпечатками: понимание природы цифрового общения, осознания, что всё что он делает онлайн, оставляет цифровой след, умение формировать положительную онлайн-репутацию.
6) управление кибер-безопасностью: умение распознавать кибер-атаки и защищать себя от кибер-атак (спам/ мошенничество и пр.), умение создавать надежные пароли.
7) критическое мышление: умение оценивать информацию/контент, выявлять ложный контент, различать пагубный контент, умение отличать надежные и сомнительные контакты в интернете.
8) сопереживание: умение чувствовать другого даже онлайн, умение оказывать поддержку онлайн, сохраняет доверительные и честные отношения с близкими касательно своей цифровой жизни.

Наверное нет сомнения, что данные навыки важны и нужны, и не только детям, но и нам взрослым. Наверное, стоит начать развивать недостающие навыки у себя, и начать уделять внимание формированию цифрового интеллекта у наших детей, уже сейчас. Мы можем создать качественно новую цифровую культуру, развивая свой цифровой интеллект.

 

С заботой о вашем развитии,

команда Baobao.kz


При подготовке статьи были использованы материалы:
https://www.dqinstitute.org/